Приведенные ниже официальные документы регламентируют правила привлечения иностранных работников к труду на территории Российской Федерации:
1. ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает понятие «миграционный учет» и определяет:
2. ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) регулирует правовое поле, в рамках которого иностранные граждане находятся на территории РФ, и самое главное - право, по которому они могут осуществлять трудовую деятельность. Можно выделить:
3. ТК РФ глава 50.1: Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства (ФЗ N 409-ФЗ от 01.12.2014).
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) Раздел XXVI - подразумевает одно экономическое пространство на всех их территориях и регламентирует аспекты, связанные с трудовой миграцией граждан из Армении, Белоруссии, Казахстана и, с недавнего времени, Киргизии.
Существует несколько способов оформить иностранного сотрудника в процессе привлечения к труду. Порядок зависит в первую очередь от статуса иностранца. В статье 1 п.2 ФЗ №115 выделены три основных статуса иностранцев, находящихся на территории РФ.
«Временно пребывающий»
«Временно проживающий»
«Постоянно проживающий»
Соответственно, порядок привлечения на работу и оформления иностранных граждан, которые находятся на территории РФ в разных статусах, – разный.
Далее мы рассмотрим особенности привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ более подробно.
Привлечение иностранных работников с РВП и ВНЖ на работу – это самый простой вариант. При трудоустройстве к российскому работодателю никаких разрешительных документов не потребуется, ровно так же, как и для самого работодателя не потребуется разрешительных документов на права привлечения иностранных граждан с разрешением на временное проживание или с видом на жительство в РФ (ст. 13 п. 4.1 ФЗ № 115).
Организации, принимающей на работу иностранных граждан с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо убедиться в следующем пакете документов:
После проверки документов у работника работодатель может составлять трудовой договор, однако нужно помнить о том, что о факте заключения трудового договора с иностранцем с РВП и ВНЖ необходимо будет уведомить ФМС.
Уведомление о привлечении иностранного работника с ВНЖ или РВП подается в трехдневный срок, и может быть направленно в ФМС по почте или передано лично. В каждом регионе правила оформления такого уведомления свои, с ними можно ознакомиться на официальном сайте ФМС.
В данном случае процесс привлечения и использования иностранных работников зависит в первую очередь от того, в каком порядке прибыл работник-иностранец в РФ: визовом или безвизовом.
Порядок привлечения безвизовых иностранных граждан (по патенту).
Виза не требуется для граждан ближнего зарубежья, то есть для граждан из следующих стран: Украина, Абхазия, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Южная Осетия. Для оформления патента иностранному гражданину необходимо обратиться в Многофункциональный миграционный центр г. Москвы.
Государственное бюджетное учреждение города Москвы Многофункциональный миграционный центр (миграционный центр) осуществляет прием документов для оформления патента, дающего право осуществлять трудовую деятельность в городе Москве.
Миграционный центр — единственная организация, на территории которой проводится оформление и выдача патентов иностранным гражданам на работу в Москве.
В миграционном центре специалисты подразделения Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по г. Москве выдают иностранным гражданам патенты на право осуществления трудовой деятельности в городе Москве. До принятия решения о выдаче патента проводится тщательная проверка законности нахождения иностранных граждан на территории страны.
На территории миграционного центра посетители могут подать документы на патент, а также в течение 2 часов пройти все процедуры, необходимые для получения патента.
В настоящее время пропускная способность Центра позволяет ежедневно принимать порядка 7500 иностранных граждан.
Для получения патента в Многофункциональном миграционном центре необходимо предъявить всего два документа:
Все остальные необходимые документы можно оформить в ММЦ.
Прием платежей за перечисленные выше услуги (100 рублей за один платеж).
Стоимость всех процедур и услуг Миграционного центра с учетом комиссии банка составит не менее 11 400 рублей.
Также при получении патента необходимо оплатить фиксированный авансовый платеж по НДФЛ за первый месяц в размере 4 200 рублей.
С 15 февраля 2016 года в Москве медицинские документы, необходимые для оформления или переоформления патента, выдаются только Государственным бюджетным учреждением здравоохранения города Москвы «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения города Москвы».
Данные медицинские документы можно получить только в Миграционном центре в Сахарово в филиале указанного медицинского учреждения.
Медицинские документы, выданные до 15 февраля 2016 года другими медицинскими организациями, принимаются для оформления и переоформления патента до истечения срока их действия (срок действия составляет 3 (три) месяца).
Перед подачей документов для оформления патента рекомендуем проверить наличие запрета на въезд на территорию Российской Федерации на сайте Главного Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по г. Москве (гувм.мвд.рф) или непосредственно в территориальных подразделениях Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по г. Москве.
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», патент является единственным документом, подтверждающим право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление трудовой деятельности.
Согласно п.2 ст.13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию (ГБУ "Миграционный центр") перечень необходимых документов.
На основании патента работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими или физическими лицами, имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан без дополнительных разрешений.
Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. Таким образом, патент, полученный в Многофункциональном миграционном центре Москвы (Сахарово), дает право на работу только на территории города Москвы.
Отсутствие патента влечет за собой штрафы — как для работников, так и для работодателей.
Для продления срока действия патента необходимо оплачивать авансовый платеж по НДФЛ из расчета 4 200 рублей за 1 месяц действия патента (величина НДФЛ установлена Законом города Москвы от 26.11.2014 № 55).
Срок действия патента продлен на столько, на сколько оплачен патент. Без оплаты авансового платежа по НДФЛ патент считается недействительным.
Первый платеж за патент, необходимый для получения патента, рекомендуется совершить в ММЦ в Сахарово.
Для последующей уплаты НДФЛ за патент квитанцию можно автоматически сформировать на сайтах: www.nalog.ru,www.mc.mos.ru или получить в ММЦ. И оплатить ее в любом банке.
Обратите внимание, что:
• В квитанцию должен быть вписан только один человек - тот, на чье имя выдан патент.
• Обязательно нужно указать ИНН иностранного гражданина в квитанции. Если ИНН указан не будет, срок действия патента не будет продлен.
• Узнать свой ИНН можно в патенте (если указан), в СМС от ММЦ, на сайтах: www.nalog.ru, www.mc.mos.ru
• После совершения платежей по НДФЛ за патент нужно хранить все оплаченные квитанции до получения нового патента.
Как принять мигранта на работу
Работодатель — это физическое или юридическое лицо, использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Для принятия на работу иностранных граждан из Азербайджана, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана и Украины работодателю необходимо заключить с ними трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).
Важно: работодатель имеет право принимать на работу иностранного гражданина только при наличии у него трудового патента.
Согласно ст.13. 3 ФЗ № 115 « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста 18 лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента.
Для того чтобы принять на работу иностранного гражданина, оформившего патент на осуществление трудовой деятельности необходимо сделать следующее:
Этап 1. Убедиться в том, что патент данного иностранного гражданина действителен.
Шаг 1. Узнать дату выдачи патента и иметь ввиду, что максимальный срок действия патента не может превышать 12 месяцев с даты его выдачи.
Шаг 2. Проверить наличие чеков об оплате фиксированного авансового платежа за патент, т.к. наличие чеков об оплате подтверждает своевременную оплату.
Этап 2. Проверить наличие всех необходимых для трудоустройства документов. Приблизительный перечень:
Этап 3. Заключить трудовой или гражданско-правовой договор с иностранным гражданином.
Этап 4. Уведомить Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по г. Москве о приеме на работу иностранного работника в течение 3 рабочих дней с даты заключения трудового или гражданско-правового договора.
За привлечение к трудовой деятельности на территории г. Москвы иностранного гражданина при отсутствии у него патента предусмотрена ответственность частью 4 статьи 18.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа:
Прием уведомлений от работодателей или заказчиков работ о заключении (или расторжении) трудового договора с иностранными гражданами осуществляется на территории ММЦ по адресу: г. Москва, п. Вороновское, Варшавское шоссе, 64 км, домовладение 1, стр. 47.
ГБУ «Миграционный центр» оказывает консультационную услугу посредством проверки на соответствие установленным требованиям законодательства Российской Федерации в сфере миграции уведомлений о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства (уведомления). Стоимость услуги составляет 500 рублей 00 копеек (в том числе НДС 18 %) за консультацию по уведомлению в отношении одного иностранного гражданина или лица без гражданства.
При предоставлении услуги Вы получите профессиональную помощь сотрудников ГБУ «Миграционный центр». Кроме того, по результатам оказания услуги имеется возможность подать на территории ГБУ «Миграционный центр» уведомления в Управление по вопросам миграции ГУ МВД по г. Москве с последующим получением справки о приеме уведомления.
Для оказания услуги Вам необходимо предоставить в ГБУ «Миграционный центр»:
По вопросам, касающимся оказания услуги. Вы можете обратиться по телефону: 8 (495) 850-44-39 доб. 2123.
Следует отметить, что подача уведомления о привлечении и использовании иностранных работников - это обязательная процедура для организации, принимающей на работу иностранца, и несоблюдение ее карается штрафом в размере до одного миллиона рублей согласно статье 18.15 КоАП РФ.
А вот для трудоустройства иностранца из дальнего зарубежья в порядке, когда иностранному гражданину требуется получать визу, дела обстоят немного иначе.
Чтобы привлечь такого иностранного работника работодателю придётся собрать огромный пакет документов.
Порядок и правила привлечения иностранной рабочей силы с РНР:
1. Работодатель получает квоту на привлечение иностранной рабочей силы.
2. Работодатель подает ходатайство в территориальный миграционный орган, где просит выдать приглашение иностранному гражданину, чтобы он мог работать в Российской Федерации.
3. Данный госорган выдает такому иностранцу приглашение на въезд в Российскую Федерацию.
4. Работодателю НЕОБХОДИМО получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
5. Иностранный гражданин должен получить разрешение на работу
Документы, которые получает организация:
Документы, получаемые иностранцем:
При приёме на работу иностранца, прибывшего на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, работодатель так же в трехдневный срок обязан уведомить УВМ о данном факте.
Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение миграционного законодательства.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечания:
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Статья 18.9 КоАП РФ. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
1. Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Непринятие гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, пригласившими в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившими им жилое помещение, мер по обеспечению в установленном порядке их своевременного выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
3. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
5. Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
6. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
1. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
2. Предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такое разрешение или такой патент требуются в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Примечание. В случае нарушения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, предусмотренная частями 1 и 3 настоящей статьи, наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Статья 18.17 КоАП РФ. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
1. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
2. Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
3. Несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности -
влечет наложение административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Элемент не найден
Элемент не найден