Элемент не найден
01.07.2021
27 июня исполнилось 130 лет со дня рождения Владимира Петлякова – конструктора бомбардировщика Пе-2, выпускавшегося в Казани в течение всей Великой Отечественной войны. Он внес значительный вклад в развитие самолетостроения страны и достижение Великой Победы.
Владимир Петляков родился в местечке Сембек Ростовского-на-Дону уезда в семье мещанина. Вскоре Петляковы переехали в Москву, но внезапная смерть отца вынудила их перебраться в Таганрог, где Владимир окончил приходскую школу, а затем техническое училище. Еще во время учебы будущий авиаконструктор начал работать в железнодорожных мастерских. В 1911 году Владимир отправился в Москву, успешно сдал вступительные экзамены на механический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ), но в связи с материальными затруднениями вынужден был прервать учебу. Ему пришлось работать лаборантом на рудничной спасательной станции, затем помощником машиниста Таганрогского железнодорожного депо, токарем одного из заводов в Брянске и даже прорабом архитектурного бюро в Москве. Высшее образование далось ему нелегко, лишь после Октябрьской революции в 1921 году будущий авиаконструктор получил возможность снова вернуться в училище.
В период учебы Владимир Петляков одновременно работал лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчетно-испытательном бюро. После окончания учебы в 1921 году научный руководитель Андрей Туполев пригласил выпускника к себе в Центральный аэродинамический институт, где он начинает работу в отделе опытного самолетостроения. Владимир Петляков занимался конструированием и одновременно организацией производства аэросаней, самолетов и даже дирижаблей. С 1925 по 1936 год Петляков возглавлял конструкторскую бригаду, занимавшуюся проектированием крыльев самолетов, а также отвечал за контроль при производстве самолетов. Он также занимался внедрением в серийное производство одного из крупнейших самолетов середины 20-х годов – тяжелого бомбардировщика ТБ-1 (АНТ-4), а также усовершенствованием конструкции четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6).
В 1937 году Владимир Петляков был арестован, но находясь в тюремном ОКБ, приступил к проектированию высотного истребителя ВИ-100 – именно на основе этого самолета в дальнейшем и был создан знаменитый бомбардировщик Пе-2. Во время освоения производства Пе-2 авиаконструктора командировали в Казань и поставили задачу в кратчайшие сроки наладить серийное производство бомбардировщиков на авиационном заводе №22.
Позднее Владимир Петляков был назначен главным конструктором Казанского авиационного завода. В короткие сроки им было организовано поточное массовое производство самолетов, которые так были необходимы фронту. Широкую известность ему принесли выпускавшиеся на протяжении всей войны бомбардировщики Пе-8 и Пе-2.
12 января 1942 года он вылетел из Казани в Москву на бомбардировщике Пе-2, однако самолет потерпел катастрофу в районе Арзамаса. Петляков похоронен на Арском кладбище Казани.
Память советского авиаконструктора увековечена в нескольких городах в странах СНГ путем наименования его именем улиц и площадей. Также его именем названа улица в микрорайоне Солнцево Парк поселения Внуковское.
Элемент не найден
Элемент не найден
|
|